Шри-янтра не пошла даже с четвёртой попытки. Интересные дела.
Съездила в Волгоград. Посмотрела планетарий, великолепная сталинская классика и с порога ты оказываешься в храме науки. Оригинальные паркетные полы, двухъярусные хрустальные люстры, многочисленные тематические панно и мозаичный портрет И.В. Сталина, выполненный в 1951 году в мозаичном стиле из полудрагоценных камней, мрамора, смальты. Умопомрачительной красоты
звёздные витражи второго этажа, фрагменты метеорита, наборные деревянные панели из лимонного дерева с узорами созвездий. Для советского периода это был невероятной красоты планетарий.
А дальше невесело =)Город полон некротики. В 2000 году в силу возраста и способностей для меня это оставалось за скобками внимания. Двадцать лет спустя мой первый и единственный вопрос — как живые поступили с мёртвыми? Оказалось, что эта тема на научном и публичном уровне была впервые с 1943 года (!) поднята всего несколько лет тому назад. Весь город - одно сплошное санитарное захоронение, даже за пределы Сталинграда никто не пытался вытаскивать разложившиеся с 1942 по 1943 годы тела. Труд по санитарному содержанию был принудительным, на работы сгоняли под ружьями людей из ближайших сёл. Обычным делом было нарисовать простенькую схемку - вот колодец, разрушенная беседка и киоск по продаже фруктов - через 15 шагов похоронили такого-то или такую-то... И сейчас при какой-нибудь попытке проложить новую траншею для кабеля натыкаются на очередное захоронение. Последний раз так раскопали могилу 900 советских солдат.
Город полон родной ему некротики и прибывшей новой молодой жизни. Институты - технический, медицинский, педагогический - посещают приезжие студенты, сменяющие друг друга каждый год. Город в своём развитии стоит на месте, а мёртвые, чьи жизни оборвались мгновенно в августе 1942 года, крепко держат за ноги живых. Над физически тёплой и прогретой вешним солнцем землёй колышется почти полметра ледяного покрывала, который растает ещё очень нескоро.